ЛАМПЫ, ТРАНЗИСТОРЫ, ПРЕАМПЫ
Часто на форумах можно прочитать фразы типа: «Хороший преамп может быть только ламповым!» или «Это же ламповый микрофон!» (со знанием дела) или «Это не настоящий ламповый прибор – это гибрид!» (с презрением) или «У меня ламповый преамп!» (с гордостью)... Почему же в последние 10-15 лет возродился интерес к лампе и даже возник ее культ? Действительно ли лампа настолько превосходит транзистор? Или это чисто реклампная политика фирм выпускающих ламповые приборы по завышенным ценам?
Для начала, хочу с сожалением заметить, что музыканты всего мира живут, увы, не столько знаниями, сколько легендами. Не буду останавливаться на том, почему это происходит, причин много и это другая тема для разговора, но мнение известного артиста или звукорежиссера, часто вырванное из контекста или устаревшее на 5-10, а то и на все 20 лет становится, буквально, заклинанием для начинающих...
Почему, например, звукорежиссер Х пользуется в студии "А" микрофоном "В" и преампом "С"? Причин может быть множество. И в первую очередь привычка. Найдя когда-то давно "свою" конфигурацию (раз режиссер опытный и известный, значит работает давно и «вырос» в те времена, когда деревья были большими, все приборы были ламповыми, все хорошие микрофоны выпускались фирмой NEUMANN, или в крайнем случае AKG), найдя когда-то положения ручек для конкретного типа голоса в этой комбинации (скажем самого распространенного – женского сопрано), он, по совершенно естественным причинам, в следующий раз захочет использовать ту же комбинацию "А->"B"+"C", тем более если студия "A" - коммерческая и времени на эксперименты мало. И вот ответь такой специалист в интервью известному журналу чем он чаще всего пользуется – все последователи будут искать именно такие приборы, считая их оптимальными – ведь «это же сам Х использует! Тот самый, что записывал того-то и того-то...!» И неважно, что у последователя другое помещение, другой жанр или другой тип голоса! А на самом деле в интервью не вошло то, что у звукорежиссера Х есть еще несколько преампов и пара десятков микрофонов и он хорошо знает когда и какие использовать. Более того, окажись в другой студии и с другим оборудованием, он, безусловно, через некоторое время найдет, как получить тот же звук при помощи совсем других приборов. Решающими являются его ход мысли, уши, знания и опыт, а не то, на каком именно оборудовании он в данный момент работает.
1 В чем заключается реальная разница между лампой и тразистором?
Не вдаваясь в физику следует знать что:
1.1 Основная разница заключается в реакции на перегрузку, т.е. на чересчур большой сигнал. Возникающие при этом искажения имеют несколько разную форму волны - у лампы конечный звук "мягче" и "музыкальнее", а у транзистора набор гармоник очень широкополосный и резкий.
1.2 У транзистора меньший уровень шумов
1.3 У лампы большое входное сопротивление (хотя оно может быть получено и с применением транзисторов).
1.4 Транзистор имеет меньшие размеры
1.5 Лампа является хрупким и недолговечным компонентом.
1.6 Лампа греется и нуждается в более высоком напряжении питания.
Пункты 1.4 ... 1.6 большого значения для студийного прибора не имеют и потому на них останавливаться не буду. Кроме того, замечу, что когда говорят «транзистор», обычно подразумевают биполярный транзистор. Однако, существует еще и полевой транзистор, параметры которого очень близки параметрам лампы. В современных преампах обычно используют не дискретные транзисторы, а либо операционные усилители, либо специализированные звуковые микросхемы, в которых режимы работы транзисторов оптимизированы.
2 Реакция на перегрузку.
Безусловно что она очень важна тогда ... когда эта перегрузка происходит... т.е. тогда когда она используется преднамеренно (в первую очередь в гитарных искажателях), либо в тех случаях, когда искажений просто трудно избежать. Когда же перегрузки нет и искажений не возникает (а это самый частый случай), этот параметр уже не имеет значения, но об этом ниже.
Во всевозможных разновидностях эффекта «дисторшн» предпочтение отдается, как правило, лампе, хотя есть и исключения (когда нужен уж очень резкий звук). Существуют также ламповые сатураторы используемые для тембрального обогащения сигнала микрофона или других источников звука. В конденсаторных микрофонах применение лампы дает сразу тройной эффект – согласование по сопротивлению (конденсаторная головка имеет очень большое выходное сопротивление), эффект сатурации (обогащение гармониками) и усиление сигнала.
Второй из перечисленных - побочный эффект лампового микрофона (сатурация) – это специфические, чаще всего приятные на слух искажения, в большинстве случаев улучшающие звучание голоса и инструментов. Но бывают случаи, когда эти искажения добавляют лишь грязи итак перенасыщенному гармониками голосу или инструменту и хочется записать звук как можно чище. Для этого необходимо иметь в арсенале студии и чисто транзисторный микрофон. В любом случае хороший транисторный микрофон имеет более нейтральное и универсальное звучание, ибо сатурацию можно потом и добавить, а вот убрать уже нельзя...
3 Когда искажений избежать трудно.
При большом броске сигнала на входе аналогового компрессора, пока измерительная цепь оценит его уровень и сформирует ответный управляющий потенциал для входного электронного регулятора, в выходном каскаде может воникнуть перегрузка по уровню и, если он ламповый, то искажения будут менее заметными. Искажения могут возникнуть также в выходном каскаде преампа, но только в том случае, если звукорежиссер неверно выбрал коэффициент усиления.

Итак, вопрос может быть поставлен следующим образом – могут ли в приборе возникнуть искажения (или они даже нужны!), или нормальная работа прибора вообще не должна сопровождаться никакими искажениями. В первом случае, как правило, лучше применить лампу, а вот во втором... Во втором - если искажений нет и быть не должно - то какова тогда разница в звучании лампового и транзисторного приборов? Никакой! Ведь разница заключается именно в искажениях, а если искажений нет (т.е. они ниже 0.1 %), то абсолютно безразлично на каких элементах этот прибор собран!
Может ли перегрузка произойти во входном каскаде преампа? Практически никогда! Сигнал имеет там еще малое значение. Выиграем ли мы что-либо применив там лампу? Нет, но зато проиграем по шумам, ибо хороший транзистор шумит существенно меньше лампы.
Могут ли возникнуть искажения в выходном каскаде? В принципе - да, если преамп не согласован по чувствительности с источником сигнала (установлено чересчур большое усиление), или если построен неграмотно – нет запаса по уровню сигнала либо из-за низкого напряжения питания, либо из-за ошибки разработчика. Однако, если преамп верно расчитан и звукорежиссер грамотный, т.е. чувствительность отрегулирована как положено, то и в выходном каскаде можно обойтись без лампы. Подтверждением этому служит то, что одни из лучших в мире микрофонных преампов фирмы NEVE – чисто транзисторные.
Если же хочется иметь универсальный преамп, на котором можно получить эффект сатурации или гитарные искажения – самое верное решение использовать в выходном каскаде лампу. Таким образом, лучшими, с моей точки зрения, могут быть именно гибридные устройства, в которых использовано приемущество малошумящих входных транзисторных каскадов и универсальность ламповых выходных.
4. О ламповых контрольных усилителях
Учитывая что ламповые усилители «улучшают» звук, у многих возникает мысль применить именно ламповый усилитель в качестве контрольного в студии. Но они забывают что контрольный усилитель должен быть абсолютно нейтральным, неискажающим и честным, а потому применение ламповых контрольных усилителей недопустимо! Впрочем фирменных ламповых контрольных усилителей вы и не найдете...
5 Несколько практических советов по покупке и настройке преампа.
Если вы собираетесь записывать только микрофон, то скорее всего ламповый преамп вам не нужен. Если же есть уверенность что иногда прийдется подключать электрогитару, то обратите внимание на то есть ли у преампа высокоимпедансный линейный вход и лучше если выходной каскад преампа будет ламповым. Коэффициент искажений должен быть не выше 0.1 %, а частотный диапазон не хуже 20-20000 Гц. Важными моментами являются также индикатор входного уровня (или как минимум пик-индикатор), по которому можно точно настроить усиление и наличие фильтра среза низких частот. Последний позволяет избежать перегрузки и грязи вызванной наличием избытка низких и сверхнизких частот, которые мы в некоторых случаях даже не слышим, ибо они либо не воспроизводятся мониторами, либо не воспринимаются ушами, но вот тракт усиления при этом вполне могут перегрузить! Откуда эти частоты возникают? От дыхания исполнителя, от ударов по струнам, от резонансов гитарной коробки и резонансов помещения, от проникания звука мониторов в микрофонную кабину.
Как минимум (отключаемый, вдруг прийдется контрабас записывать!) фильтр должен иметь частоту среза 70-80 Гц, но лучше если он будет переключаемым или регулируемым по частоте, скажем в диапазоне 20-300 Гц. Тогда при записи ф-но или контрабаса можно установить частоту среза 20-30 Гц, при записи большого барабана – 40-60 Гц, мужского голоса или гитары – 80-100 Гц, женского голоса, скрипки, флейты 120-150 Гц, а при записи скажем хета и тараелок и вовсе можно подняться до 200-300Гц.
Теперь о элементах желательных, но необязательных в составе преампа. В первую очередь это конечно компрессор. Он помогает уделить больше внимания самому творческому процессу записи и меньше думать об уровне записи. Ведь если настроить в самом начале сессии уровень компрессии так что б при самых громких нотах индикатор огрничения показывал 3-6 дБ (при этом регулятор RATIO должен стоять в положении 1:2 - 1:3, а ограничение должно иметь «мягкий излом» - soft knee), а регулятор выходного уровня так что б на входе звуковой карты сигнал имел запас до пика 3-6 дБ, то потом можно быть уверенным что запись пройдет нормально. Конечно бывают исполнители обладающие «талантом» перегрузить тракт непредсказуемыми воплями, но это уже относится к «дружеским» отношениям музыкант – звукорежиссер... В крайнем случае можно либо компрессировать сильнее, либо запас оставить больше.
Описанные выше настройки не столько компрессируют сигнал, сколько позволяют избежать искажений, однако есть любители сразу записать скомпрессированный сигнал. Это довольно опасная практика, требующая очень большого опыта, ибо перекомпресированный сигнал спасти уже невозможно. Лучше как мне кажется компрессировать на этапе микширования.
Нужны ли в составе преампа эквалайзеры, сатураторы, эксайтеры? Пользоваться ими удобно когда есть многолетний опыт работы, но опять же не следует забывать что как правило обратной дороги нет и правильнее вначале записать чистый сигнал и обработать его на этапе микширования исходя из комплексного звучания оркестра.
Часто в состав голосовых преампов-процессоров включают также де-эссер и экспандер. Де-эссер позволяет избавиться от «стреляющих» букв «С, Ц, Ш, Ч» или шерохов акустической гитары. Однако лучше оставить при этом некоторый запас и «доэссеризировать» потом, чтоб не оказалось что в записи эти звуки провалены. Экспандер должен непременно иметь регулятор RATIO, если его нет, т.е. это просто гейт, то лучше им не пользоваться, ибо постоянные включения-выключения могут быть очень неприятными на слух и обрезать начало или конец слов, причем во время записи этого можно и не заметить!
Итак, не стоит ссорить лампу с транзистором – они прекрасно дополняют друг-друга! Но и применять лампу там где в ней нет нужды, а тем более там где ее применение только ухудшает прибор, только для того чтоб гордо заявлять что он у вас ламповый, нет никакого смысла! Оставим на совести производителей, получающих сверхприбыли на неосведомленности музыкантов, рекламные трюки восхваляющие «сверхкачественное звучание чисто ламповых» приборов. И постараемся избавиться от гипнотического влияния авторитетов. Ведь совсем не закон что в ваших руках модный прибор будет звучать так как на записях известных исполнителей! Нужно не скупиться на профессиональные приборы имеющие (скупой платит дважды!) все необходимые ограны управления и контроля сигнала, малые шумы и искажения и учиться их правильно настраивать. Каждый прибор имеет свои особенности которые надо понять и научиться оптимально использовать.

(Victor Buruiana),sunet